Обзор нарушений выявленных по итогам проведенных контрольных мероприятий в сфере закупок за 2015 год

30 мая 2016

По результатам контрольных мероприятий в сфере закупок товаров, работ, услуг (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») наиболее характерными нарушениями в 2015 году являлись следующие:

  • нарушения, связанные с отсутствием в планах-графиках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных учреждений информации согласно требованиям законодательства;

  • нарушения, связанные с внесением изменений в планы-графики размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных учреждений;

  • нарушения, связанные с размещением планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных учреждений на официальном сайте;

  • нарушения при обосновании начальной (максимальной) цены контракта;

  • нарушения при применении заказчиком мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

  • нарушения, связанные с исполнением, изменением, расторжением контракта;

  • нарушения порядка исполнения контракта, несоответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

  • иные нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Предлагаем изучить настоящий Обзор и принять меры для недопущения подобных нарушений в подведомственных учреждениях.


В нарушении пункта 5 Приложения № 1 Приказа № 761/20н План – графики закупок размещены на официальном сайте Октябрьского района, позднее одного календарного месяца после принятия решения о бюджете Октябрьского района.

В нарушение п. 2. ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ, Постановления правительства РФ № 1089 от 28.11.2013 ст. 48.1 ГК РФ при размещении заказчиками допускается неправильный выбор способа закупки.

В нарушении часть 2 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ способ закупки избран неверно, так как предмет закупки включен в аукционный перечень. Частью 2 статьи 7.29 КоАП предусматривает ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, к нарушениям выбора заказчиками способа осуществления закупок относятся неправомерные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) когда:

  • превышен годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ ;

  • осуществление закупки путем заключения разового договора на сумму, превышающую 100 тыс. и 400 тыс. руб. для учреждений, образовательных организаций, перечисленных в пункте 5 часть 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ;

  • заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований, предусмотренных часть 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ;

  • заключение контракта по результатам признания закупки несостоявшейся с нарушением пункта 25 часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контрольным органом в сфере закупок, когда требуется такое согласование. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком утвержден приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. № 189.

Годовой объем закупок не должен превышать 2 млн. руб. или 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-Ф). Для учреждений, образовательных организаций, перечисленных в пункте 5 часть 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, объем таких закупок не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. руб.

В нарушении ч. ч. 9-11 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (далее по тексту – Постановление № 1093) в ряде случаев заказчиками не размещался отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги.

В нарушении ч. 2 ст. 112 Федерального закона №44-ФЗ, приказа от 20.09.2013 № 18н Федерального Казначейства РФ «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Планы – графики размещаются заказчиками на официальном сайте без учета особенностей.


I. Споры, связанные с планированием закупок

Напоминаем, что план-график на 2015 год составляется по форме, утвержденной совместным приказом Минэкономразвития и Казначейства России от 27.12.2011 № 761/20н. Порядок формирования плана утвержден этим же приказом. При этом планы-графики на 2014, 2015 гг. составляются с учетом особенностей, приведенных в дополнительных приказах указанных ведомств от 20.09.2013 № 544/18н (утратил силу) и от 31.03.2015 № 182/7н. Об этом сказано в части 2 статьи 112 Закона 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Подготовленный и утвержденный план-график размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru для общего доступа всех заинтересованных лиц. Делается это не позднее одного календарного месяца после принятия решения о бюджете (п. 2 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31.03.2015 № 182/7н, п. 5 Порядка, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития и Казначейства России от 27.12.2011 № 761/20н).

Что считать датой принятия решения? Для федерального закона это день принятия его Госдумой России в окончательной редакции (ст. 2 Закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ).

Для органов местного самоуправления эта дата определяется на соответствующем уровне. В Октябрьском районе такой датой признается день принятия Решения о Бюджете Думой Октябрьского района.

Таким образом, муниципальные заказчики должны разместить планы-графики не позднее месяца после принятия решения. Традиционно Решение о бюджете Октябрьского района принимается Думой Октябрьского района не позднее 20-х чисел декабря.

Обратите внимание!

За нарушение сроков размещение планов-графиков предусмотрена ответственность в соответствие с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП. Однако за нарушения, совершенные до 1 января 2016 года, она не применяется.

Данная позиция отражена в письме ФАС России от 09.04.2015 № АК/17162/15. Дело в том, что положения Закона № 44-ФЗ о планах-графиках вступят в силу с 1 января 2016 года.

Это установлено частью 2 статьи 114 Закона № 44-ФЗ. До наступления этой даты их размещение на официальном сайте осуществляется в соответствии с положениями приказов Минэкономразвития России и Казначейства России. Приказ является подзаконным нормативным правовым актом и действует до вступления в силу положений о планах-графиках. Следовательно, нарушение норм данного приказа не является нарушением законодательства о контрактной системе.


II. Споры, связанные с заключение и расторжением контракта

В частях 4-9, 11-13, 23, 26-28 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ установлен перечень условий, которые необходимо включить в проект контракта. При этом случаи, когда данные требования могут не применяться, установлены частью 15 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Положениями Федерального закона № 44-ФЗ установлены сроки и порядок заключения, исполнения и расторжения контракта. При этом заказчик не вправе нарушать сроки заключения контракта, даже если в период, определенный Федеральным законом № 44-ФЗ для заключения контракта, с лицевого счета заказчика будут отозваны лимиты бюджетных обязательств. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 26.05.2015 № 02-11-07/30194.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно части 13 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, при этом датой такого надлежащего уведомления признается:

  • дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта;

  • дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения, решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта будет являться в совокупности

  • размещение в ЕИС такого решения заказчика;

  • направление решение исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу исполнителя, указанному в контракте,

  • направление решения телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты.


III. Административная ответственность за совершение нарушений при осуществлении закупок

Контрольный орган администрации Октябрьского района обращает внимание муниципальных заказчиков во избежание ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) соблюдать требования статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта требования статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющих государственную тайну» и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основным субъектом административной ответственности в сфере закупок является должностное лицо заказчика, от решения которого во многом зависит соблюдение законодательства о закупках. Кроме должностного лица заказчика, административному наказанию могут быть подвержены:

  • должностное лицо уполномоченного органа;

  • должностное лицо органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения закупок;

  • члены комиссии по осуществлению закупок;

  • специализированная организация;

  • оператор электронной площадки;

  • контрактная служба;

  • контрактный управляющий.

Планируемые поправки в КоАП ст. 23.7 «(новое название): Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации

(новая редакция): 1. Федеральный орган внутреннего государственного финансового контроля, определенный в соответствии с Бюджетным кодексом, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 - 15.16 (нецелевое использование средств, нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами) настоящего Кодекса, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 - 7 ст. 7.30 (нарушения в области планирования), ст. 7.32.2 (несоблюдение требований при исполнении, расторжении заказчиком контракта), 19.7.2 (непредставление предусмотренных информации и документов) настоящего Кодекса.».


Председатель
Комитета по управлению муниципальными
финансами администрации Октябрьского района                                                        Н.Г. Куклина